Покрасить батарею отопления нужно бывает по двум причинам: если старая краска облучилась, потрескалась. Перекрашивают также, если нужно изменить ее цвет: она пожелтела, но не имеет дефектов. Да просто не вписывается в новый декор. В первом случае порядок действий такой: сначала нужно удалить старую краску и только потом красить. Если же краска в нормальном состоянии и слоев меньше трех, то ее можно не удалять.
Красим батарею
При покраске действует важное правило: лучше два-три тонких слоя краски, чем один толстый. И не старайтесь идеально закрасить с первого раза. Взяв больше краски на кисточку, вы, скорее всего, получите жирный потек, от которого не так легко будет избавиться. При этом до идеально родной поверхности будет не ближе, чем до покраски. Потому краски берем понемногу и тщательно ее растираем. Пусть даже немного видно металл или старую краску. Все исправят последующие слои.
Сначала окрашиваем внутренние поверхности. В этом может помочь кисточка с гнутой ручкой. Их может понадобиться несколько: от довольно толстой, до самой тоненькой. В некоторые места залезть можно только при помощи старой зубной щетки, так что найдите и ее. Начинаем красить сверху-вниз с самой крайней секции. Откуда крайней — справа или слева — как кому удобно.
После того как все внутри прокрасили, начинаете красить наружную поверхность. Последовательность та же: от одного края до другого, сверху-вниз. Почему не наоборот? Потому что при окраске снизу, на уже выкрашенную поверхность будут попадать капли, их снова нужно будет растирать кисточкой. Лишний труд и время.
После нанесения первого слоя, дожидаетесь, пока он полностью высохнет. Время высыхания до нанесения следующего слоя обычно указано на этикетке. Затем в той же последовательности наносите второй. Затем определяетесь, требуется ли еще раз красить.
Еще один момент: если после первый слой лег неровно, остались потеки и неровности, после высыхания возьмите шкурку и сровняйте их. Второй раз уже опыта будет больше и все получится лучше.
Покраска радиатора с нормальным лакокрасочным покрытием
При нормальном состоянии краски без видимых изъянов, если слой всего один (или два) и лежат они ровно, можно красить сверху, не снимая старое покрытие. Необходима только предварительная обработка.
Красим алюминиевую и биметаллическую батарею
Если вы хотите красить алюминиевую или биметаллическую батарею, в которой вас не устраивает только цвет, подумайте хорошо, стоит ли портить хорошее покрытие. Может, стоит в таком случае закрыть радиатор экраном? И еще один момент: если радиаторы у вас на гарантии, то после покраски завод (или продавец) в гарантийном ремонте откажет. Даже если причина совсем другая.
Если необходимость покрасить алюминиевый или биметаллический радиатор все же есть, лучше обратиться в специализированную автомастерскую. Только они смогут профессионально помочь. Если хотите все сделать своими руками, воспользоваться можно краской для машин в баллончике. Но при таком варианте есть вероятность, что в тех местах, где к радиатору часто прикасаются, верхний слой будет стираться, хотя зависит от качества автоэмали и стартового покрытия радиатора.
Если все-таки решили воспользоваться автоэмалью, работать нужно на горячих батареях. И чем горячее, тем лучше. Время высыхания при 130oC — 20 минут, при 60 oC- 40 мин, а при 20 oC — месяц.
Важное условие: во время работ и все время, пока краска сохнет, окно должно быть открытым, двери в другие помещения — закрытыми. Приводите работы в маске и перчатках.
Все вокруг придется закрыть бумагой, старыми тряпками. Баллончик вещь хорошая, но чуть не туда повернул, и все окрашено в тон радиаторов… Во время работы соблюдайте расстояние, которое нужно для равномерного распыления — это примерно 20-30 см, но на упаковке написано точно. И вообще, еще до покупки, внимательно прочитайте и инструкцию и рекомендации по использованию. Так вы поймете, сможете ли обеспечить требуемые условия нанесения краски.
Порядок тот же: начинайте с внутренних поверхностей, потом пройдитесь по наружным сверху-вниз. Не стремитесь с первого раза добиться идеальной окраски. Это практически нереально, особенно если базовый цвет белый, а на него наносится какой-то яркий оттенок. Если слишком долго держать струю на одном месте, появятся наплывы и потеки. С ними гораздо сложнее бороться, чем с непокрашенными местами. Лучше после полного высыхания нанесите еще один или два слоя. Результат будет лучше.
Меняем цвет чугунной
Чаще всего в окраске нуждаются чугунные батареи старого образца. Работы, однозначно, лучше проводить после окончания отопительного сезона: и безопаснее для вас, и качественнее будет окраска. Тогда порядок такой:
- Полностью и тщательно очистить радиатор от пыли и грязи. Это делают «на сухую» — пылесосом и щеткой. Если есть загрязнения, которые таким способом не удаляются, попробуйте воду с моющими средствами. Жир хорошо удаляется растворами для мытья посуды или специальными кислотными средствами. Это далеко не самый легкий и приятный процесс, но если вы не удалите загрязнения, то под краской будут бугорки и неровности. Потому очищаем старательно. Даем батарее просохнуть.
- Затем снимаем шкуркой верхний слой краски. Это нужно для того чтобы создать шершавую поверхность. Только так краска будет ровно ложиться. Вам не нужно счищать краску полностью, если она ровная и без трещин. Мелкой наждачной бумагой сделайте поверхность шероховатой, выровняв, при необходимости, имеющиеся мелкие изъяны.
- Смыть пыль водой и дать радиатору просохнуть.
- Покрыть все грунтовкой, совместимой с выбранной краской для батарей, дождаться, пока она высохнет.
- Нанести краску кисточками в несколько тонких слоев.
Красим панельный радиатор
Тут вариантов может быть два. Если есть заводское напыление эмали, лучше воспользоваться баллончиком с автоэмалью. Если краска обычная, порядок действий как для чугуна. С той лишь разницей, что лицевую панель проще будет красить валиком, а не кисточками.
Но в панельных радиаторах нужно менять еще и цвет решеток. Их уже нужно будет красить кисточками. Если на решетках есть ржавчина, их стоит в первую очередь зачистить, потом обработать преобразователем ржавчины, загрунтовать (составом с антикоррозионным эффектом), и лишь потом красить. Все эти средства проще всего купить на авторынке — там их много в разной фасовке.
Как удалить старую краску с батареи
Часто вопрос стоит не в том, как красить, а в том, как удалить старую краску. Есть несколько способов.
Механический
Снять краску с радиатора можно при помощи дрели и специальной насадки. Еще к механическим способам относится обработка радиатора наждачной бумагой. Но это очень длительный процесс, который отберет массу времени и не меньше сил. Если дрели нет, можно заплатить за ее аренду, и за несколько часов снять все слои краски до металла. Вручную придется потратить на это целый день, а может и не один — зависит от размеров батареи и количества краски на ней.
Химический
Часто используется специальная паста для удаления краски. Она имеет вид геля. Берете чистую кисточку и наносите состав на все поверхности. Если краски много, обработку через 20 минут нужно повторить (прямо поверх предыдущего слоя). Потом радиатор рекомендуют прикрыть пленкой — так воздействие будет более интенсивным. Подождав указанный в инструкции промежуток времени, надеваете маску, перчатки, вооружаетесь шпателем и щеткой с металлической щетиной. Сначала снимаете краску шпателем, затем зачищаете остатки щеткой. Особо «вредные» или труднодоступные места можно затереть наждачной бумагой.
Термический способ
Лакокрасочное покрытие на батареях наносится термически стойкое, но и оно при определенных температурах начинает отслаиваться. Потому, чтобы удалить старую краску с радиатора, его нужно нагреть.
Металлический радиатор достаточно будет нагреть строительным феном или паяльной лампой. Когда температура металла превысит критическую для краски точку (это 120-140oC обычно), она вздуется и начнет пузыриться. Вот тут и нужно снимать ее шпателем.
Чугунную батарею придется таким способом греть долго, времени уйдет масса, а эффект будет незначительным. Очень большая теплоемкость у чугуна, нагреть его строительным феном до 120-140oC очень сложно. Как вариант: частично использовать химический метод, частично — термический, местами зачищая руками или дрелью.
Есть один способ, но только для старых «гармошек». Он по совместительству уберет все отложения, которые накопились внутри. Но для этого батарею нужно будет снять, а потом полностью перепаковать. И сразу о грустном: при использовании этого метода могут вскрыться недостатки литья. В процессе очистки отваливаются проржавевшие частицы и могут появиться свищи. Но с другой стороны, лучше сразу исключить все прохудившиеся секции, чем потом устранять повреждения во время отопительного сезона. Тем более что все равно придется перебирать весь радиатор.
Теперь о самом методе. Снимаете радиатор, и бросаете его в костер. Вся краска обгорает, вам остается только зачистить поверхность металлической щеткой или дрелью с насадкой. Остывшую батарею нужно разобрать на секции, удалить прогоревшие прокладки на коллекторах. Потом каждую секцию простучать киянкой и высыпать весь мусор, который там накопился за годы. При сборке ставите новые прокладки, можно воспользоваться новыми ниппелями, а можно поставить старые, если они в нормальном состоянии. Собранную батарею опрессовывают, а потом красят. Времени уходит много, но это не только покраска, а и «генеральная чистка».
Как покрасить чугунный радиатор
После того, как старая краска удалена, батарею зачщают до металлического блеска (дрелью с корд-щеткой). Потом тщательно, обрабатывают «нежирным» растворителем, например, ацетоном или чистым бензином. Протирать все нужно до тех пор, пока тряпка, намоченная в растворителе, не будет чистой.
После высыхания покрыть всю поверхность и внутри и снаружи грунтовкой. Для чугунной батареи обязательно брать состав, который обеспечивает антикоррозионную защиту. Иначе через некоторое время на поверхности появятся ржавые пятна и потеки. Можно (и даже нужно) использовать грунтовки для авто. Они обеспечивают качественную защиту. Методика нанесения краски описана выше: начинаем с внутренних частей, причем стартуем сверху, двигаемся вниз. Потом по такому же принципу обрабатываем наружные поверхности. Слои наносим тонкие. Каждый раз ждем, пока полностью высохнет. Подчищаем огрехи, потом проходим второй, и если нужно, третий раз. Только так можно добиться качественной окраски.
Как закрасить только участок
Бывают случаи, когда покрасить необходимо только какой-то небольшой участок. Снимать всю краску и перекрашивать батарею (или трубу) полностью нет смысла. Тогда нужно любым доступным способом очистить необходимый участок, захватив немного «прилегающих территорий». Зашкурить его до металла, и до «чистой тряпки» обработать растворителем, нанести грунтовку. После высыхания грунтовки наносим краску.
Если есть разница в уровнях между окрашенной и зачищенной поверхностью, нужно сровнять перепад при помощи шпаклевок по металлу. Они бывают эпоксидные и полиэфирные. Продаются, тоже в автомагазинах. Несмотря на то, что это автоэмали, температуры отопления «держат» нормально. Поверхность заровнять наждачной бумагой с мелким зерном, а затем загрунтовать и нанести несколько слоев краски.
Можно ли красить горячую батарею
В принципе, можно. Но нужно подбирать тогда краску с подходящим режимом нанесения, а они стоят раза в два дороже, требуют соблюдения мер безопасности (респиратор и открытые окна), гораздо сильнее «пахнут», имеются в гораздо меньшем ассортименте. Так что спорное решение.
Можно ли на горячую батарею наносить обычную краску? Это делать не рекомендуют. Но, как обычно, так поступают многие. Запах тогда намного сильнее, но при работе в маске и при открытом окне, риск отравиться минимален. Но это не все неприятности. Некоторые виды красок при «горячем» нанесении меняют цвет, есть риск вместо белой батареи получить
желтоватую.
Вторая неприятность — краска на горячей батарее очень быстро сохнет. Отрываться или отвлекаться нельзя, нужно все время интенсивно работать кисточкой. И все равно добиться ровной окраски будет тяжело. Если вам нужно только «обновить» цвет, это еще возможно, а кардинально поменять — нереально. Ждите окончания отопительного сезона или отключайте батарею шаровыми кранами.
Есть несколько видов красок, которые желательно наносить именно на горячие радиаторы. Это некоторые виды автоэмалей. Еще акриловая эмаль «Радуга» для металла и радиаторов отопления. Вот ее желательно наносить на горячую батарею или трубу. На холодной появятся после высыхания трещины. Но пред работой внимательно прочитайте инструкцию и точно ей следуйте. Эмаль хорошая, без запаха. Если ремонт нужен срочный — ищите такую подходящего цвета.
Подробнее о красках для радиаторов читайте тут.
Итоги
Несложный, казалось бы, процесс — окраска батареи, а тонкостей тут множество. От способов удаления старого покрытия, до порядка нанесения новых слоев.
Оставьте первый комментарий