Далеко не всегда есть возможность организовать традиционное водяное отопление, да и не всегда оно необходимо. Чаще бывает эффективнее и дешевле воздушное отопление. В случае с производственными, складскими помещениями, хорошим вариантом может стать дизельная тепловая пушка. Это оборудование имеет широкий диапазон мощностей — от нескольких единиц до сотен киловатт.
Тепловые пушки на жидком топливе: виды, устройство
Дизельное топливо можно купить, пожалуй, везде. Именно этим объясняется высокий интерес к отопительным агрегатам такого рода. Но необходимо помнить, что при горении всегда есть запах и гарь. Да и стоимость отопления будет больше, если сравнивать, например, с аналогичными агрегатами, работающими на сжиженном газе. Поэтому в большинстве случаев дизельная тепловая пушка покупается как временный вариант — для обогрева строящегося помещения, гаража. Удобны такие агрегаты для отопления складских и производственных помещений. При хорошо работающей вентиляции, можно использовать пушки прямого нагрева. Они имеют КПД близкий к 100%, но продукты сгорания остаются в помещении. Поэтому и необходима хорошо работающая вентиляция — чтобы концентрация вредных веществ не превышала допустимые пределы.
Для отопления жилых домов, дизельные пушки используются очень редко. Если и используются, то только модели с отводом выхлопных газов. Их еще называют непрямого нагрева. Отличаются более низким КПД (80-85%), но продукты горения отводятся за пределы помещения. Для этого к выходному патрубку камеры сгорания подсоединяется труба-дымоход, которая выводится на улицу.
Прямой нагрев — высокая эффективность
Дизельная отопительная пушка прямого нагрева имеет очень простое устройство. Есть два ключевых устройства — вентилятор и горелка. Они встроены в металлический корпус. Корпус чаще всего имеет форму цилиндра и внешне очень напоминает пушку.
Топливо подается на форсунку, где распыляется, смешивается с воздухом. Полученная смесь поджигается. В хорошо продуманных/рассчитанных конструкциях пламя не вырывается за пределы камеры сгорания. Наружу выходит только нагретый воздух. Для повышения эффективности обогрева позади форсунки есть вентилятор, который гонит воздух вдоль камеры сгорания.
Как видно из конструкции, продукты горения попадают в помещение. Потому очень важно использование качественного топлива. Один из вариантов — керосин. Он имеет менее неприятный запах, выделяет меньше копоти. Тем не менее, запах, копоть, сжигание кислорода — все это присутствует, даже если топить керосином.
Непрямой нагрев — с отводом продуктов горения
Дизельная пушка с отводом выхлопа отличается только тем, что камера горения герметична относительно помещения. Продукты горения выводятся через патрубок в верхней части. К этому патрубку подключается дымовая труба, которую обязательно выводят на улицу.
Воздух, который гонит вентилятор, обтекает корпус камеры сгорания, разогревается. Так нагревается воздух в помещении. Понятно, что это далеко не так эффективно, как в предыдущей конструкции, но намного безопаснее. Хотя вентиляция все равно нужна, так как кислород из воздуха все-таки забирается. Зато выхлоп в помещении не остается.
Дизельная тепловая пушка: выбор мощности
Выбор мощности зависит от того, как вы собираетесь использовать агрегат. Если цель поддерживать температуру, считают стандартно. Обычно — 1 кВт на 10 квадратов площади. Если цель быстро поднять температуру «из минуса» до комфортного уровня, необходимо брать мощность в два – четыре раза больше. Чем больше будет мощность, тем быстрее добьетесь нужной температуры. Только учтите, что и расход топлива будет больше, да и цена агрегата тоже.
Если брать «по среднему» на ваш случай, есть несложная формула, по которой рассчитать требуемую производительность можно точнее.
Вопросы только могут возникнуть при определении коэффициента теплопроводности. Вообще, эта величина рассчитывается исходя из материала стен, потолка и пола. Но расчет длительный и сложный. Зато можно взять примерно:
- от 0,6 до 1 при хорошо утепленных стенах (по рекомендациям для вашего региона);
- от 1,1 до 2 при нормальном утеплении (кирпичная стена в два кирпича без дополнительного утепления считается как 2);
- от 2 до 3 при недостаточном утеплении (кирпич в один ряд — это 2,5);
- ветхие, металлические строения — от 3 и выше.
При выборе коэффициента надо также учитывать степень утепления пола, потолка, дверей и окон. Если через них уходит много тепла, коэффициент увеличиваете. Если они хорошо защищены от утечек тепла, уменьшаете.
Другие параметры выбора
Хоть дизельная тепловая пушка и не самый эстетичный прибор отопления, она должна быть безопасной — это без вариантов. Поэтому стоит обратить внимание на теплоизоляцию наружного кожуха. Чтобы случайное прикосновение не обернулось тяжелым ожогом, корпус не должен нагреваться выше 50-60°C. Температура сгорания дизельного топлива достигает сотен градусов, так что теплоизоляция очень важна.
Эксплуатационные характеристики
Кроме тепловой мощности, есть еще ряд характеристик, которые определяют эффективность работы оборудования:
- Напряжение питания и потребляемая электрическая мощность. В конструкции присутствует вентилятор и ему требуется электропитание.
- Максимальный воздухообмен (кубические метры в час). Показывает, какой объем воздуха «прогоняется» через агрегат. Определяется мощностью вентилятора и горелки.
- Объем бака для топлива и расход топлива. Эти два параметра стоит рассматривать вместе. Поделив объем бака на расход, узнаете сколько часов агрегат будет работать на одной заправке.
- Наличие воздушных и топливных фильтров, регулярность их обслуживания. Фильтры эти установлены, пожалуй, в любой более-менее нормальной модели. Но вот фильтры разные и требуют разной периодичности очистки или замены. Перед покупкой не поленитесь проштудировать инструкцию по эксплуатации. Одни фильтры надо чистить через 150 часов работы, другие — через 500. Так что разница есть.
- Уровень шумов. Важный параметр, если использоваться будет длительное время в помещении, где работают люди.
Расход топлива дизельными пушками солидный. Для уменьшения можно поставить терморегулятор. Это поможет сэкономить порядка 25%. Если расход все еще слишком большой, его можно уменьшить, отрегулировав подачу топлива. Если сделать расход меньше, может немного уменьшиться скорость прогрева, но некатастрофично. Зато расход топлива сократится. При помощи проб можно подобрать оптимальный режим работы.
Обеспечение безопасности
Некоторые функции обеспечения безопасности, есть почти во всех дизельных тепловых пушках, другие добавляются только в некоторые модели. С увеличением степеней защиты растет и стоимость, но экономить на безопасности — себе дороже.
- Система контроля пламени. Может быть реализована по-разному, но результат работы один: при отсутствии пламени перекрывается подача топлива.
- Отключение подачи топлива при пропадании электропитания. Включается аппарат автоматически после появления электричества или нет — зависит от модели. Необходимо уточнять.
- Контроль перегрева. Контролируется температура в камере сгорания. Если она превышает допустимый уровень (выставляется на производстве), перекрывается подача топлива.
Каждая нормальная дизельная тепловая пушка имеет эти защитные функции. Это та база, которая обеспечивает минимальный уровень безопасности. В более «навороченных» вариантах, может быть встроен датчик уровня кислорода, контроль уровня угарного газа. Если в выбранной модели анализаторов атмосферы нет, их можно установить отдельно.
Удобство эксплуатации
Согласитесь, лучше если отопительный агрегат доставляет минимум неудобств, требует минимум внимания. Самое важное — тип управления. Наиболее удобный и современный — электронное управление. Оно имеет большие возможности как по обеспечению безопасности, так и по сервисным функциям. Но модели с этим типом управления самые дорогие. Еще тепловая дизельная пушка может иметь:
- Терморегулятор или термостат. Встроенный в корпус прибор позволяет выставить желаемую температуру воздуха. Это позволяет уделять меньше внимания контролю за работой. При достижении выбранной температуры агрегат отключается. Когда воздух остывает на один градус, нагрев включается снова. Термостат может быть механическим или электронным.
- Контроль уровня топлива в баке. Помогает как не остаться без тепла, так и контролировать количество заливаемого топлива при заправке.
- Колеса для перемещения.
- Регулируемый угол наклона.
Далеко не все функции дорогостоящие. Например, колеса и регулятор наклона. Они реализуются более чем просто, тем не менее, их наличие облегчает использование дизельных тепловых пушек.
Производители
«Вот эти дизельные пушки самые лучшие, берите только их» — так вряд ли скажет уважающий себя специалист. Разные требования, разные представления о том, что является лучшим, разные задачи. Все это не позволяет сделать такое заявление. Ориентироваться можно только на отзывы. Но в последнее время слишком много заказных отзывов, так что и этот критерий не слишком надежен.
В какой-то мере можно ориентироваться на популярность марки. Логично предположить, что чем чаще ее спрашивают, тем лучше продукция. По этому принципу отсортированы наиболее популярные марки. В верхней части находятся те, которые спрашивают чаще, внизу — реже.
- Master (Мастер)
- Ballu (Баллу)
- Resanta (Ресанта)
- Zubr (Зубр)
- Elitech (Элитек)
- Aurora (Аврора)
- Kraton (Кратон)
- Kerona (Керона)
- Sial (Сиал)
- Neoclima (Неоклима)
Но даже выбрав какую-то определенную марку, поищите информацию по конкретной модели. Есть более или менее удачные линейки, попадаются некачественные комплектующие и т.д. А вообще, дизельная тепловая пушка не такое уж сложное оборудование. Важна хорошая горелка и качество металла на корпусе, камере сгорания. Тип используемой горелки должен указываться в паспорте или в описании. Там же можно найти информацию про металл, который использован для корпуса и камеры сгорания.
Топливо
Вообще, этот тип отопительного оборудования называется тепловые пушки на жидком топливе. Тем не менее далеко не любое топливо можно заливать в бак. Вернее, только определенное. Каждый производитель четко прописывает, на каком типе топлива работает установка.
Универсальным можно назвать дизельное топливо. А вот керосин и другие, вроде бы, очень похожие, использовать можно далеко не везде. Если вы собираетесь использовать керосин, ищите в описании указание на этот тип топлива. Дело в том, что в нем содержится большее количество летучих веществ, что требует более серьезных мер безопасности. чаще всего на керосине могут работать модели непрямого нагрева. Например, MASTER BV77E, Quatro QE, Ballu BHD, TVD-20 FES и т.д.
Отдельно стоит выделить агрегаты, которые могут работать на отработанном масле. Это топливо почти дармовое, но тепловые пушки для этого типа горючего, имеют дополнительные ступени очистки и фильтрации.
Популярные модели непрямого нагрева
Ниже представлены самые популярные модели дизельных пушек. Наибольшей популярностью пользуется продукция фирма Ballu.
Ballu BHDN-20 (20 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: непрямой
- Макс. мощность обогрева: 20 кВт
- Максимальный воздухообмен: 500 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 230 Вт
- Расход топлива (кг): 1.6 кг/ч
- Емкость бака: 24 л
- Горелка в комплекте: есть
- Система розжига: электроподжиг
- Защитные функции: отключение при перегреве, влагозащитный корпус, термостат
- Дисплей: есть
- Колеса для перемещения: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 89×67.5×44 см
- Вес: 22 кг
- Дополнительная информация: фильтр тонкой очистки; насос и форсунка Danfoss; возможность эксплуатации в агрессивных средах; датчик уровня топлива
Master BV 77 E (20 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: непрямой
- Макс. мощность обогрева: 20 кВт
- Максимальный воздухообмен: 1550 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 230 Вт
- Расход топлива (кг): 1.67 кг/ч
- Емкость бака: 36 л
- Горелка в комплекте: есть
- Защитные функции: отключение при перегреве
- Выключатель со световым индикатором: есть
- Колеса для перемещения: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 113x66x38 см
- Вес: 33 кг
- Дополнительная информация: индикатор уровня топлива
РЕСАНТА ТДПН-30000 (30 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: непрямой
- Макс. мощность обогрева: 30 кВт
- Площадь обогрева: 300 м²
- Максимальный воздухообмен: 800 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Расход топлива (кг): 2.4 кг/ч
- Емкость бака: 56 л
- Горелка в комплекте: есть
- Колеса для перемещения: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Вес: 33 кг
Ballu BHDN-30 (30 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: непрямой
- Макс. мощность обогрева: 30 кВт
- Максимальный воздухообмен: 760 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 250 Вт
- Расход топлива (кг): 1.6 кг/ч
- Емкость бака: 50 л
- Горелка в комплекте: есть
- Система розжига: электроподжиг
- Защитные функции: отключение при перегреве, влагозащитный корпус, термостат
- Дисплей: есть
- Колеса для перемещения: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 111x67x50 см
- Вес: 34.4 кг
- Дополнительная информация: фильтр тонкой очистки; насос и форсунка Danfoss; возможность эксплуатации в агрессивных средах; датчик уровня топлива
Ballu BHDN-50 (50 кВт)
Популярные модели прямого нагрева
Ballu BHDP-10 (10 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: прямой
- Макс. мощность обогрева: 10 кВт
- Максимальный воздухообмен: 590 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 200 Вт
- Расход топлива (кг): 0.8 кг/ч
- Емкость бака: 12 л
- Горелка в комплекте: есть
- Защитные функции: отключение при перегреве, термостат
- Регулировка температуры: есть
- Выключатель со светодиодным индикатором: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 28x40x68 см
- Вес: 10 кг
- Дополнительная информация: встроенный фильтр грубой очистки; датчик уровня топлива
Kerona P-2000E-T (16,5 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: прямой
- Макс. мощность обогрева: 16.5 кВт
- Площадь обогрева: 130 м²
- Максимальный воздухообмен: 357 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 75 Вт
- Расход топлива (кг): 1.8 кг/ч
- Емкость бака: 19 л
- Горелка в комплекте: есть
- Система розжига: электроподжиг
- Защитные функции: отключение при перегреве, термостат
- Выключатель со светодиодным индикатором: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 76×39.4×30 см
- Вес: 14 кг
Ballu BHDP-20 (20 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: прямой
- Макс. мощность обогрева: 20 кВт
- Максимальный воздухообмен: 590 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 200 Вт
- Расход топлива (кг): 1.6 кг/ч
- Емкость бака: 12 л
- Горелка в комплекте: есть
- Защитные функции: отключение при перегреве, термостат
- Регулировка температуры: есть
- Выключатель со светодиодным индикатором: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 28x40x68 см
- Вес: 10 кг
- Дополнительная информация: встроенный фильтр грубой очистки; датчик уровня топлива
Ballu BHDP-30 (30 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: прямой
- Макс. мощность обогрева: 30 кВт
- Максимальный воздухообмен: 700 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 230 Вт
- Расход топлива (кг): 2.4 кг/ч
- Емкость бака: 17 л
- Горелка в комплекте: есть
- Защитные функции: отключение при перегреве, термостат
- Выключатель со светодиодным индикатором: есть
- Колеса для перемещения: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 31x44x77 см
- Вес: 17.5 кг
- Дополнительная информация: встроенный фильтр грубой очистки; датчик уровня топлива
Ballu BHDP-50 (50 кВт)
Характеристики:
- Принцип работы: дизельная
- Тип нагрева: прямой
- Макс. мощность обогрева: 50 кВт
- Максимальный воздухообмен: 760 м³/час
- Управление: механическое
- Напряжение: 220/230 В
- Потребляемая мощность: 230 Вт
- Расход топлива (кг): 4 кг/ч
- Емкость бака: 38 л
- Горелка в комплекте: есть
- Защитные функции: отключение при перегреве, термостат
- Выключатель со светодиодным индикатором: есть
- Колеса для перемещения: есть
- Ручка для перемещения: есть
- Габариты: 38x46x86 см
- Вес: 22 кг
- Дополнительная информация: встроенный фильтр грубой очистки; датчик уровня топлива
Оставьте первый комментарий