Что поставить на радиатор: краны и вентили

В принципе, любой радиатор — самодостаточное устройство и можно к нему ничего дополнительно не ставить. Просто подключить трубы через резьбу или фитинги и все. Но существует множество различных ситуаций, в которых наличие разного рода устройств намного облегчит жизнь. И чаще всего в обвязке радиаторов присутствуют краны и вентили, которые еще называют запорно-регулирующей арматурой.

Краны для радиаторов выполнять могут разные функции, соответственно и устройства должны стоять разных типов. Что может понадобиться при эксплуатации радиатора, и какая для этого нужна арматура:

  • На случай появления течи в радиаторе или при его засорении неплохо было бы иметь возможность снять батарею, и не сливать при этом систему. Это реализуется просто: на подводящей и отводящей трубе (на подаче и «обратке») устанавливаются два запорных крана. Они имеют два рабочих положения: открыто и закрыто. В открытом положении практически не мешают теплоносителю (имеют низкое гидравлическое сопротивление), а в положении «закрыто» полностью его отсекают. Чаще всего для выполнения этой задачи на радиаторы ставят шаровые краны. Они недороги, надежны, не требуют обслуживания.

    Примерно так должна выглядеть обвязка радиатора с шаровыми кранами

    Примерно так должна выглядеть обвязка радиатора с шаровыми кранами

  • При эксплуатации системы отопления часто вверху радиаторов образуется воздушная пробка. Она мешает нормальной циркуляции теплоносителя, и верхняя часть батареи остается холодной, в то время как ниже они горячие. Специально для отвода воздуха в радиаторах ставят кран «Маевского».
  • Иногда по каким-то причинам в комнате бывает нестерпимо жарко. Тогда приходится часто проветривать помещение. Это очень неудобно, да еще приходится платить за отопление улицы. В этом случае можно поставить регулирующую арматуру — ручные регулирующие краны или краны под термостатические головки (термостаты). В некоторых случаях регуляторы температуры радиатора также помогают сэкономить.

Шаровой кран на радиатор

Свое название это устройство получило из-за формы клапана: шара со сквозным  отверстием. Имеет оно только два рабочих положения: «открыто» и «закрыто». Все промежуточные недопустимы. Из-за особенностей использования относят к классу  «запорная арматура». Для радиаторов используют чаще именно их.

В простых шаровых кранах отверстие прямое, в трехходовых бывает L-образное или  T-образное. В качестве запорной арматуры для отключения радиатора от системы используют варианты с прямым отверстием. Поворачивая ручку, мы меняем положение шара, соответственно перекрываем или открываем поток теплоносителя.

Рабочие положения шаровых кранов

Рабочие положения шаровых кранов

Виды шаровых кранов для систем отопления

По пропускной способности они бывают полнопроходные и стандартные. Полнопроходные практически не заужают просвет трубы и пропускают весь поток теплоносителя. Стандартные имеют пропускную способность  70-80%. Понятно, что для радиаторов нужно ставить полнопроходные устройства: они не снижают теплоотдачу отопительных приборов.

Для установки на батареи используют только муфтовые модели (есть еще фланцевые и приварные, но в системах отопления частных домов и квартир они не применяются). Могут изготавливаться из разных материалов. Корпус чаще стальной, латунный или бронзовый, иногда попадаются из нержавейки, все чаще стали продаваться полимерные.

Изделия из полимеров не менее надежны, чем металлические, но имеют большие габариты. Тем не менее, при использовании полипропиленовых труб, в системе ставят полипропиленовые краны. В этом случае соединение получается монолитное и очень надежное (их сваривают между собой с использованием специального сварочного аппарата). Единственный минус — стык неразъемный, т.е. для замены полимерного крана придется вырезать кусок системы и вваривать другой.

В системах с остальными трубами на радиаторы ставят чаще изделия из латуни. Подбирают только тип подсоединения: есть с наружной и внутренней резьбой, есть с накидными и обжимными гайками. Соответственно, они стыкуются с разными типами труб. Это также нужно учитывать при выборе.

Большое значение производители этого типа запорной арматуры уделяют герметичности при перекрытии потока. Для этого устанавливают специальные полимерные прокладки, а шары, если они металлические, шлифуют с использованием самых последних достижений: чем более гладкой будет поверхность шара, тем меньше шансов на то, что часть среды (теплоносителя в нашем случае) просочится под него. И гладкий шарик легче проворачивается, то есть они более удобны при эксплуатации.

Как устанавливать

Для того чтобы при необходимости можно было снять отопительный прибор без останова системы, нужно поставить по одному шаровому крану на подаче и «обратке». Если не будет устанавливаться никакая дополнительная арматура (регулирующая, например), то имеет смысл подсоединить их прямо ко входу радиатора. Для этого удобно использовать устройства со сгоном: с дополнительной частью, которая позволяет соединить две неподвижные детали.

Сначала накручивается на трубу запорное устройство, в радиатор вкручивается сгон (его предварительно снимают). Потом кран подводится к радиатору и накидной гайкой все это соединяется вместе.

Кран «Маевского»: для чего нужен и как пользоваться

Это небольшое устройство  — одна из разновидностей воздухоотводчиков.  Воздухоотводчики бывают автоматические и механические. Кран «Маевского» относится к категории механических. То есть сам он ничего не делает, необходимо выполнить некоторые действия, чтобы он сработал.  Ставят его для того чтобы можно было легко удалять воздух из батарей. Находится  вверху радиатора справа или слева. Там, где есть свободное место для установки.

Внешний вид крана "Маевского"

Внешний вид крана «Маевского»

Часть радиатора, где будет стоять воздухоотводчик, во время монтажа немного приподнимают (выше второго края примерно на 1 см). Тогда весь воздух будет скапливаться в этой части и отводиться полностью.

Сам кран «Маевского» — это небольшая шайба с резьбой, запаянная в пластиковом корпусе. Имеется в ней сквозное конусообразное отверстие ебольшого диаметра. Внутри отверстия почти на всю длину нанесена резьба. С лицевой стороны туда вставляется металлический конус с аналогичной насечкой. Для того чтобы вкручивать/выкручивать его было удобно, на вершине имеется продольная канавка. В нее вставляется специальный ключ (идет в комплекте) или обычная отвертка.

Еще на корпусе есть небольшая пластиковая шайба с отверстием сбоку. Через это отверстие и выходит воздух. Шайба свободно проворачивается и вы можете отверстие направить в ту сторону, в какую вам удобно.

Спускать воздух из батарей с его помощью легко: нужно вставить отвертку в прорезь и провернуть на один оборот

Спускать воздух из батарей с его помощью легко: нужно вставить отвертку в прорезь и провернуть на один оборот

Теперь о том, как спускать воздух из радиатора. Вставляете отвертку в паз, поворачиваете на один оборот влево. Сразу появляется характерный звук: шипит воздух. Постепенно с воздухом начинает выходить и вода. Но не пугайтесь, ее будет немного. Для сбора вполне хватит небольшой емкости или тряпки. Когда вода пошла сплошной струйкой, кран можно закрывать. Вставляете снова отвертку и поворачиваете, но уже по часовой стрелке. Не бойтесь перепутать направление: резьба достаточно длинная, и один или два оборота ничего не изменят. А вот выкручивать запорный конус полностью лучше не нужно: если давление в системе приличное, вам трудно (или невозможно) будет вернуть его на место.

Вместо этого устройства можно ставить обычный кран, хоть тот же шаровой, но с точки зрения эстетики он проигрывает. Обратите внимание, что кран «Маевского» неэффективен при установке на чугунные радиаторы. Из-за особой конструкции они требуют установки именно крана: чтобы удалить воздух из верхушек секций приходится сливать приличное количество воды. А с этим небольшим устройством это невозможно.

Есть еще автоматические воздухоотводчики. Обычные модели на радиаторах ставят редко: массивные они, и направлены должны быть вверх. Эти устройства имеет смысл ставить в верхней точке индивидуальной системы отопления, в группе безопасности или перед насосом (если у него нет функции отведения воздуха). Зато есть специальные автоматические радиаторные воздухоотводчики, которые и места занимают немного, и в контроле особом не нуждаются.

Как поставить кран «Маевского» на батарею смотрите в видео.

Регулировочные краны для радиаторов отопления

Этот вид радиаторной арматуры относится к запорно-регулирующим. Но герметично перекрывают теплоноситель они очень редко, потому наличие регулирующего крана не означает, что шаровой не нужен.

Что такое регулирующий кран или вентиль для радиаторов? Это устройство, при помощи которого можно изменять количество протекающего через отопительный прибор теплоносителя. Таким образом можно регулировать температуру в комнате.

Регулирующий вентиль может только снизить температуру

Регулирующий вентиль может только снизить температуру

Если в комнате жарко, при помощи вентиля вы можете сделать так, чтобы было прохладнее. В вот наоборот не получится: установите вентиль, станет еще прохладнее. Увеличивать теплоотдачу батареи нужно другими способами.

Как работает это устройство? Поток теплоносителя регулируется запорным конусом. Этот конус вы поднимаете и опускаете, вращая рукоятку. Все очень просто. Изготавливаются вентили с прямым или боковым подключением, из латуни или бронзы, есть никелированные (и латунь и бронза). Существуют и нержавеющие, но они очень редки, видимо, по причине высокой стоимости.

Что еще нужно знать об этих вентилях? Установив его на радиатор, вы намного уменьшите количество теплоносителя, которое будет проходить через него. Даже в полностью открытом состоянии будет едва ли половинная пропускная способность. Как видно на фото регулирующего крана в разрезе, его седло очень невелико. Потому ставить такой прибор можно, если у вас действительно очень жарко, или искать устройство с большей пропускной способностью. Второй вариант — устанавливать кран большего сечения.

Варианты подключения и установки регулирующей арматуры. Но для возможности ремонта радиатора без останова системы до регулятора нужно поставить шаровой кран

Варианты подключения и установки регулирующей арматуры. Но для возможности ремонта радиатора без останова системы до регулятора нужно поставить шаровой кран (кликните по картинке чтобы увеличить ее размер)

Из-за небольшого зазора регулирующие краны часто засоряются. Желательно перед отопительным сезоном проводить им профилактику (как и для всей радиаторной арматуры): снимать и промывать. Если он забился в продолжении сезона, или просто не успели/забыли промыть, а батарея стала греть плохо, можно попытаться удалить засоры не снимая. Для этого перекрываете подачу и «обратку» (шаровыми кранами), ждете, пока радиатор остынет. Затем, предварительно поставив тазик,  снимаете одну из пробок на батарее (откручиваете ключом соответствующего размера). С радиатора стекает вода, потом поочередно открываете то подачу, то «обратку», пытаясь промыть под давлением седло крана. Это не всегда дает результат, но при достаточно высоком давлении может и помочь. Если результата нет, снимаете с радиатора регулирующий кран и промываете его в снятом состоянии.

Для профилактики засоров можно на входе поставить фильтр. Но это возможно лишь в том случае, когда позволяет давление: падение будет и на фильтре и на кране. Так что это не всегда возможно.

Итоги

Краны для радиаторов отопления выполняют разные функции. Потому выбирают и устанавливают разные устройства с разными характеристиками: запорные или регулирующие, воздухоотводящие. Единственное, что остается неизменным: желательно выбирать качественные изделия.

Похожие записи
Комментарии: 1
  1. алекс
    21.03.2016 в 17:49 – Ответить

    как убрать эту штуковину что бы не мешала читать ваш материал

Добавить комментарий