Как заделать течь в отоплении: трубы, радиатора, между секциями

Метод устранения течи в системе отопления во многом зависит от того места, где появилась течь. Утечка может быть:

  • на цельной трубе;
  • в месте соединения труб и радиаторов, труб и фитингов (переходников, тройников и т.п.);
  • между секциями батарей;
  • прямо на радиаторе.

В зависимости от масштабов бедствия (а как по-другому назвать?) действия отличаются. Если это только первые звоночки — несколько капель в час или очень тоненький ручеек — можно попытаться устранить своими руками, используя подручные или приобретенные средства.

Заделать течь радиаторе и трубе можно и своими руками. Главное, чтобы текло несильно
Заделать течь радиаторе и трубе можно и своими руками. Главное, чтобы текло несильно

Если же течет сильно, для жителей многоэтажек первым делом нужно вызвать аварийную бригаду. Следующий шаг общий для всех:  перекрыть подачу теплоносителя. Тут вариантов несколько:

  • Течет радиатор. При этом на его входе и выходе есть запорная арматура. Тогда просто закрываете краны. Для владельцев индивидуального отопления все просто, а вот для абонентов централизованного отопления есть несколько ситуаций.
    • Радиатор установлен с байпасом, тогда при отключении прибора у вас в квартире, с общим стояком ничего не происходит, отопление работает дальше. Никаких проблем, спокойно занимаетесь ремонтом.
    • Байпаса нет. Тогда нужно или сообщить соседям и (или) в ДЭЗ, ЖЭК и т.п. а потом заняться устранением проблемы.
  • Кранов перекрывающих подачу нет, или они ситуацию не спасают — стоят не в тех местах. Владельцам частных домов нужно останавливать отопление, обитателям многоэтажек перекрывать стояк. Если в ДЭЗ не сообщили, закрыв вентиль самостоятельно, повесьте табличку с объяснением причины, чтобы люди не включили и не испортили процесс устранения течи.

Очень мы не любим вызывать «аварийки» и часто пытаемся исправить все сами. Есть шанс устранить течь своими руками, если течет не «в радиус». Тогда попробуем локализовать проблему.

Разница между новой и использованной трубой очевидна
Разница между новой и использованной трубой очевидна

Течь на трубе

Трубы систем отопления постоянно подвергаются коррозии. С годами стенка, которая была больше 1 мм толщиной, истончается: сталь понемногу ржавеет, частички ржавчины уносит теплоноситель. И однажды, в самом тонком месте просачивается вода.

Самый простой и быстрый способ "вылечить трубу" - кусок резины и хомут. Вместо хомута можно использовать проволоку
Самый простой и быстрый способ «вылечить трубу» — кусок резины и хомут. Вместо хомута можно использовать проволоку

Если вы где-то увидели непонятное пятно на трубе, вздулась краска, появился ржавый потек или пару капель — это будущее место течи. Не ждите, пока она проявится, если есть возможность, сразу поменяйте трубу (когда отопление не работает). Если это обнаружилось в сезон и замена невозможна, сразу устраняйте угрозу.

Ремонт при работающей системе

Если уже течет, вода не слишком горячая, и напор терпимый, можно попытаться наложить хомут. Самый простой способ — замотать резиной. Подойдет любая имеющаяся под рукой: велосипедная или автомобильная камера, кусок от сапога, даже резиновая перчатка. Из всего этого нарезаете резиновые полосы. Главное, чтобы по ширине они перекрывали поврежденное место. Начинайте мотать, чуть отступив от течи, натягивайте сильно, чтобы витки плотно прилегали один к другому.

Если течь перестало, закрепляете успех: с боков и посередине, прямо на том месте, где есть повреждение, фиксируете наложенную повязку. Для этой цели использовать можно проволоку (подкрутить при помощи плоскогубцев) или автомобильные хомуты (очень полезная вещь в хозяйстве, купить можно  «про запас»).

Если есть кусок жести, можно вырезать полоску по размерам заплатки, наложить ее и стянуть все болтами. Если нет жести, а есть проволока, используйте ее: плотно, виток к витку пройдите всю заплатку. Получится надежно, до конца отопительного сезона, скорее всего, достоит.

Это промышленные хомуты для устранения течи на трубе или соединении. Удобно и быстро
Это промышленные хомуты для устранения течи на трубе или соединении. Удобно и быстро

Это был «народный» метод, но есть хомуты для ремонта труб заводского изготовления. Это кусок металла, к которому изнутри прикреплена резина. Края его стягиваются болтами. Есть они разного диаметра и ширины — под разные повреждения. Очень удобная штука. Как пользоваться видно в видео: минута — и течь устранена.

На остановленной системе

Если предыдущий способ не сработал, отопление отключайте. Есть возможность — меняйте все прохудившееся. Нет, пробуем устранить более кустарными методами, но с применением более серьезных средств. Если нужно — сливайте систему,  если можно обойтись (повреждение вверху и без давления не течет), работаем так.

Заклеиваем эпоксидным клеем. Нужен клей на основе эпоксидной смолы,  стеклоткань или обычная плотная ткань. Материал нарезаем полосами, шириной в два диаметра трубы или чуть больше. По длине полосы должно хватить на 6-8 витков. Сначала аккуратно зачищаем место течи, удаляем все, что может отслоиться, потом протираем насухо. Намазываете трубу клеем, оборачиваете тканью. Снова промазываете и снова сверху ткань. Верхний слой мазать не нужно. Края прижимаются хомутами (или проволокой). Такая заплатка сохнет при температуре 20-25oC за 2-3 часа, при более низкой — до трех суток. Края и середину повязки можно закрепить хомутами или проволокой.

Для устранения течи используют ткань, пропитанную водоупорными составами
Для устранения течи используют ткань, пропитанную водоупорными составами

Включать отопление можно после отвердевания, но краны поворачивайте очень плавно и медленно: даже незначительный гидроудар снесет вашу заплатку.

Для большей надежности в эпоксидную смолу добавляют бронзовую или алюминиевую пудру. Ее сделать легко: при помощи рашпиля немного сточите над листом бумаги какую-либо ненужную бронзовую или алюминиевую деталь. Это порошок добавьте в «эпоксидку» и тщательно размешайте. С такой добавкой хватит и 4-х витков такни, но витки кладем плотно, с хорошим натяжением.

Эпоксидную смолу можно заменить разведенными цинковыми белилами. Паста должна быть густой, витков потребуется 5-6.

Магазинные средства

Можно использовать готовые составы: термостойкие герметики для систем отопления или двухкомпонентные составы. Но выбирая герметик, помните, что лучше брать нейтральные (на упаковке должно быть написано «нейтральный»). Если для чугуна еще можно использовать кислотный, то алюминий кислотный герметик разъест, и вместо маленькой течи, через некоторое время будем иметь большую.

Хорошо и быстро помогает заделать небольшие течи состав, который называют «холодная сварка». Бывает он двух видов:

  • Жидкий на основе эпоксидной смолы. Его используют для пропитки «бинтов» для труб или радиаторов. Чем они хороши, так это тем, что некоторые могут наноситься на влажные поверхности, а значит, можно не отключать отопление (или как минимум, не сливать систему).
  • Специальные замазки с тем же названием. Внешне похожи на брусочки пластилина. Бывают одноцветные и двухцветные.

    "Холодная сварка" очень похожа на пластилин, но работать с ней нужно только в перчатках
    «Холодная сварка» очень похожа на пластилин, но работать с ней нужно только в перчатках

Работают с твердыми «пластилиновыми» составами в перчатках. Они химически активны, так что нужно быть осторожными. Для того чтобы замазать дырку в трубе или радиаторе нужно отрезать (отщипнуть) кусок, размять его в руках (перчатки надеты) до мягкости. Двухцветные нужно смешать, чтобы цвет был однородным. При этом состав становится липким. Его наносят на дыру, затирают при помощи металлического шпателя (чтобы шпателю замазка не прилипала, его смачивают водой). Затвердевает все примерно за 5 минут. Если после заделки отверстия давлением выдавливает часть пробки (образуется сначала пузырь, потом он лопается), снова растирайте шпателем. Постепенно вся дыра затянется. Если место позволяет, поверх поставьте хомут, или затяните резиной в несколько оборотов, закрепите проволокой или хомутами.

Протекает соединение труб

Устранить течь в местах соединения труб можно все теми же самодельными или заводскими хомутами. Если есть разница в диаметре, можно сначала подмотать резиновую ленту, а затем сделать или надеть хомут.

Если соединение резьбовое и капает из-под подмотки, можно на паклю налить спирта, а потом намазать клеем БФ. Он спирторастворимый. Попав на проспиртованную паклю, он разжижается и может затечь внутрь соединения. Потом, когда спирт испариться, клей засохнет, «капель» прекратиться. Но это метод работает, только если у вас именно «капель», а не «фонтан». И еще: такое обработанное соединение потом разобрать очень непросто.

Если есть возможность остановить систему или отключить радиатор (если течь в месте соединения с ним), лучше перепаковать резьбовое соединение. Для этого аккуратно и медленно раскручиваете гайку (контргайку). Ее нужно то отворачивать, то заворачивать. Не прилагайте значительных усилий — велик шанс сломать, и тогда точно придется останавливать систему и все переделывать. Окрутив гайку, снимаете всю паклю или фум-ленту, убираете остатки герметика, в общем, тщательно очищаете резьбу. Протираете ее до чистого состояния, можно обработать обезжиривателем (ацетоном или чистым бензином).

Если течет под контргайкой, ее можно перепаковать. Обратите внимание, что никаких излишков пакли - только немного, а сверху пасту
Если течет под контргайкой, ее можно перепаковать. Обратите внимание, что никаких излишков пакли — только немного, а сверху пасту

Берете подмотку и пасту (герметик), наматываете лен и подмазываете все пастой. Теперь можно закручивать. Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена.

Но это все в тех случаях, когда течет резьбовое соединение. Если потек фитинг под пресс (металлопластиковые трубы), можно попытаться его просто поджать. В случае с медными трубами пройдет вариант только с пайкой. При течи в месте стыка полипропиленовых труб вариант  тоже только один — вырезать поврежденный кусок и приварить новый.

Не важно что вы используете. Важен результат
Не важно что вы используете. Важен результат

Между секциями батареи

Если течь появилась между секциями — это значит резиновая или паронитовая прокладка стала неэластичной и/или ее разъел теплоноситель. Есть еще одна возможная причина — коррозия «съела» ниппель. В любом случае для капитального ремонта требуется разобрать отопительный прибор на секции и поменять испорченную деталь.

Если отопление не работает или радиатор можно отключить без останова системы, его снимают, разбирают, удаляют старые прокладки, ставят новые и собирают снова.  Как собрать/разобрать батарею читайте тут.

Если нет, можно временно заклеить или закрыть течь. С алюминиевыми или биметаллическими радиаторами этот фокус выполнить очень сложно — расстояние между секций очень уж маленькое.  А с чугунными типа МС-140 это проделать реально.

Сначала нужно зачистить место течи
Сначала нужно зачистить место течи

Сначала нужно зачистить место, где подтекает теплоноситель: снять все до металла. Там где есть доступ, снимаем шпателем или щеткой с металлической щетиной. Где доступа нет, берем металлический трос и обдираем с его помощью. Пропускаем его вокруг коллектора в том месте, где требуется обработка, и тянем то за один, то за другой конец. Через некоторое время все, что может отлететь, отлетает.

На зачищенную поверхность будем укладывать тот же состав, что при изоляции труб: эпоксидная смола и металлический порошок или «холодная сварка». Только полосы ткани нужны более узкие и длинные. Протираете насухо и начисто, наносите состав, оборачиваете тканью, еще намазываете клеем, еще виток. Так 4-5 витков. Верхний не мажьте. Для надежности можно стянуть поверху хомутом.

Если есть готовая железная замазка, можно наложить ее (или сделать). Тогда хватит 3-4 витков ткани, промазанной составом.  Самый простой рецепт, который подойдет для устранения течи в чугунной батарее: к свинцовому сурику добавить олифы, растереть, чтобы получилась кашица. Ее и накладывать между секциями. Если есть свинцовые белила — смешайте с суриком, добавьте олифу. Консистенция та же: кашица.

В любом случае подобный ремонт радиатора — только временная мера. После окончания сезона отопления необходима перепаковка.

Течь на самом радиаторе

Такие неприятности случаются обычно с двумя типами отопительных приборов: со стальными и чугунными. Если дыра небольшая, нужно зачистить все вокруг, заделать дырку деревянной пробкой. Сверху обмазать герметиком, «холодной сваркой». Решение неэстетичное, но лучше тут вряд ли придумаешь. Можно попытаться заделать течь в батарее только при помощи «холодной сварки».

Устранить можно маленькую течь, иногда горю уже ничем не поможешь
Устранить можно маленькую течь, иногда горю уже ничем не поможешь

Есть еще один совет — завернуть в дырку саморез. Найдите подходящего диаметра, смажьте герметиком или герметизирующей пастой. Необычное решение. Может сработать, если отверстие небольшое.

Но все это — только временные варианты. Такой радиатор (если он панельный) или потекшую секцию нужно менять.

Текут трубы скрытой проводки

При скрытой прокладке трубы используют надежные. Но и в этом случае могут возникнуть протечки. Ломать стены или пол — вариант, мягко говоря, «не очень». Есть два способа устранить и эту течь отопления:

  • Метод дедовский, но рабочий. Поможет, кстати, и в случаях открытой проводки — если где-то каплет, но добраться сложно. Устранение течи в системе отопления в этом случае простое: в расширительный бачок насыпают пару пачек горчичного порошка и с таким теплоносителем запускают систему. Через пару часов течи затягиваются: забиваются взвесью. Так можно и мелкие течи в котле «забить». Потом горчичный теплоноситель сливают, промывают систему и запускают ее уже с чистой водой. Метод рабочий, но рискованный: забиться заодно может еще что-то, а фильтры и грязевики чистить придется точно.
  • На том же принципе, но только с использованием полимеров, основана работа фабричных герметиков для систем отопления. Они заливаются в систему на определенный промежуток времени. Циркулируя по системе, полимеры оседают на стенках, в тех местах, где есть течи, они не сносятся потоком теплоносителя. Постепенно там образуется пробка. Когда течи блокируются, состав сливается, заливается в систему чистая вода и отопление работает дальше.

    Герметики систем отопления заделывают все течи
    Герметики систем отопления заделывают все течи

Конечно, дешевле использовать горчицу, причем существенно дешевле: канистра такого герметика объемом 1 л (добавляется из расчета 1*100) стоит от 6 тыс. руб. Но результат может быть разным: горчица — это органика, а в герметике находится взвесь полимеров.  Причем готовые герметики есть для антифризов,  для воды, для течей разной интенсивности.

И, кстати, это чуть ли не единственный способ устранить течь антифриза: он очень текучий, а зачастую еще и ядовитый (этиленгликолевые) и работать с ним нужно крайне осторожно. Жить в помещении, где течет этиленгликоль нельзя: токсичны и его пары.

 

Итоги

Способов устранить течь в системе отопления достаточно. Но все, кроме замены испорченной детали только дают только некоторую отсрочку — дожить до окончания отопительного сезона. Затем нужно менять трубы или радиаторы, перезаделывать соединения. О том, как менять радиаторы читайте тут.

2 комментария

  1. Помогите подобрать герметик в систему отопления из пластиковых труб. Объём воды-35л. Утечка 100грам в сутки. Спасибо.

    • Вам нужен термостойкий силиконовый герметик. Они бывают кислотными или нейтральными. Если в месте течи у вас нет металла, можно и кислотный, если течет где-то на фитинге с металлической закладной, ищите силиконовый нейтральный. По герметикам есть отдельная статья. Если интересно, прочитайте тут.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*